Попытка угона автомобиля: как себя вести, если пытались угнать машину, что делать при покушении на угон, какая за это статья?

Содержание

Конституционный суд о законодательстве по вопросу угона автомобиля

Попытка угона автомобиля: как себя вести, если пытались угнать машину, что делать при покушении на угон, какая за это статья?

значимое для всех автолюбителей постановление Конституционного суда Российской Федерации №7-П от 07.04.2015 (). Согласно ему, статья Уголовного кодекса, касающаяся угона транспортного средства, не отвечает в должной степени статьям Конституции РФ и должна подвергнуться ряду доработок.

Связано это с тем, что на протяжении длительного времени граждане, столкнувшиеся с такой неприятной ситуацией, как автомобильный угон, натыкались на ряд сложностей, связанных с практическим применением статьи УК «Угон транспортного средства».

Собственно говоря, причиной интереса Конституционного суда к данной статье стала вполне рядовая, хоть и весьма неприятная ситуация. У жителя Астрахани Владимира Кряжева в августе 2012 года был угнан автомобиль марки ВАЗ-21063, которым завладели двое молодых людей, которые позднее, покатавшись, бросили автомобиль.

При этом машину найти не удалось, ввиду чего судом двое угонщиков были признаны виновными со следующей формулировкой «завладение транспортным средством без цели его хищения».

Наряду с этим суд завел новое уголовное дело в отношении третьего лица, которое, по определению, должно было угнать авто, поскольку оно не было найдено.

Само собой, никакого мифического угонщика отыскать не удалось, и следствие по делу было приостановлено и переведено в гражданское судопроизводство.

Итог этой истории оказался для автовладельца безрадостным – подобная формулировка судебных органов привела к тому, что компенсировать материальный ущерб от угона оказалось просто некому.

Безуспешно пытаясь добиться справедливости, автомобилист обратился в Конституционный суд, указав, что положения нынешнего законодательства не дают ему возможности компенсации понесенного ущерба в случае, если угнанное транспортное средство найдено не было. Кроме того, угонщики также не понесли никакой имущественной ответственности за свое деяние.

В ходе изучения всех материалов по данному делу, а также иных подобного рода случаев Конституционный суд определил, что угонщик, который незаконно завладел чужим движимым имуществом, принимает на себя риски, выводит автомобиль из-под контроля его законного владельца и создает условия, при которых возможно похищение транспортного средства со стороны третьих лиц.

По сути, постановление Конституционного суда признает неправомочным лишение потерпевшего в результате угона гражданина права на возмещение вреда, который повлек за собой угон, а также никак не обоснованным освобождение угонщика от имущественной ответственности ввиду того, что это прямо нарушает установленные Конституцией Российской Федерации нормы и гарантии на защиту права частной собственности и возможность гражданина защищать это право в судебном порядке. То есть, нормы действующей статьи Уголовного кодекса не согласуются с теми положениями, которые устанавливаются Конституцией.

— откровения профессионального угонщика автомобилей:

Исходя из определения высшего судебного конституционного органа, федеральная законодательная власть должна внедрить изменения в статью, которые бы усовершенствовали систему возмещения вреда гражданам, пострадавшим в случае угона транспортного средства, а также последующего хищения автомобиля. Само собой, что дело Владимира Кряжева в таком случае подлежит пересмотру.

Надо сказать, что требования, изложенные Конституционным судом, полностью поддерживаются депутатами. Связано это с тем, что на протяжении без малого десяти лет неоднократно поднимался вопрос об отмене статьи за номером 166 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Тем не менее, для принятия данного решения отсутствовали предпосылки, которые теперь имеются в полной мере. Связано это с крайне расплывчатыми формулировками, которыми легко пользуются угонщики.

Ведь, по сути, завладение транспортным средством без цели хищения позволяет угонщику полностью уйти от ответственности за совершенное деяние. При этом доказать, что угон был совершен именно с целью кражи, крайне непросто. И, к слову, в настоящее время имеется вариант поправки закона, в которой данная формулировка будет попросту удалена.

В таком случае ответственность за любой угон автомобиля будет идти по положениям статьи №158 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за кражу чужого имущества. При этом сами законодатели отмечают, что число угонов автомобилей с целью «покататься» исчезающе мало, а в большинстве своем это крупный нелегальный бизнес, дающий большие доходы в теневой сфере экономики.

Парадокс системы сегодня заключается в том, что кража бытовых предметов типа кошелька, средств мобильной связи и даже белья может привести к реальному тюремному сроку, а угонщик автомобиля легко может «отделаться» условным и при этом вполне может не компенсировать нанесенный автовладельцу ущерб.

Многие законотворцы признают, что идеальным вариантом стало бы полное исключение 166-й статьи из состава Уголовного кодекса. Однако тут возникает еще одна юридическая трудность – удаление статьи автоматически будет означать необходимость освобождения лиц, отбывающих по ней наказание, а также амнистию тех, кто ранее был по ней осужден.

Связано это с тем, что обратной силы не имеют лишь те законы, что ухудшают положение граждан и, по существу, изъятие статьи породит ничуть не меньше трудностей и может повлечь пересмотр тысяч различных уголовных дел, в которых, так или иначе, фигурируют обвинения по статье №166 УК РФ.

По заявлениям юристов, угон относится к преступлениям, направленным против частной собственности ввиду того, что статья 166 выведена за рамки обычных транспортных преступлений.

При этом очень часто случаются ситуации, когда злоумышленники, воспользовавшись автомобилем в своих целях, возвращают его.

По этой причине действие рассматривается как угон, однако возврат считается смягчающим вину обстоятельством.

Сегодня 166-я статья имеет серьезную законодательную брешь, благодаря которой угонщик может избежать ответственности, заявив об угоне без корыстных побуждений. При этом доказать наличие корысти в действиях злоумышленника крайне сложно, что сказывается на мягкости наказания, назначаемого судом. Отсутствие конкретики в статье дает широкие возможности избежать серьезных последствий.

Парадоксальность заключается в том, что человек, который надел вещи в магазине и попытался их вынести, будет обвинен в попытке хищения, а тот, кто пытался угнать автомобиль и заявил о том, что просто пытался согреться в транспортном средстве, получит заведомо меньшее наказание в рамках все той же пресловутой 166-й статьи.

Фактически, угон без цели хищения – это ситуация, аналогичная обычной краже.

При этом карманный вор может также заявить, что украл кошелек или банковскую карту для того, чтобы ей поиграть, или квартирный грабитель сказать о том, что вошел в чужой дом с целью посмотреть ее убранство.

Понятно, что последние ситуации выглядят парадоксально, но именно такое положение дел складывается в отношении автомобильных угонов.

Надо сказать, что сами угонщики прекрасно осведомлены о несовершенстве закона и активно этим пользуются. Существует целая схема, по которой угонщик может заранее обезопасить себя от серьезной уголовной ответственности в случае провала. Построена она по принципу разорванной цепочки, в которой принимает участие несколько людей.

Так, один вскрывает автомобиль, деактивирует системы безопасности и запускает двигатель.

Второй садиться за руль и отгоняет автомобиль в относительно безопасное место (например, за город), после чего третье лицо непосредственно ведет автомобиль до места «отстоя» или гаражей, где перебиваются номера либо происходит разбор транспортного средства на запчасти (в зависимости от первоначальной цели угона).

В случае провала угона на одном из этих этапов каждый из участников теневой схемы способен легко уйти от значительной ответственности.

Так, если угонщик был пойман на этапе вскрытия транспортного средства, даже со всем оборудованием, его действия вполне могут быть квалифицированы как хулиганство либо завладение транспортным средством без цели его хищения (как раз по 166-й статье).

По остальным этапам перегона та же история, ибо угонщик заявит о том, что проходил мимо, увидел стоящий автомобиль с заведенным двигателем и решил доехать до места назначения.

Реальным способом определить всю теневую схему является ее отслеживание с начального этапа и до самого конца, где можно взять «с поличным» всех участников преступного сговора. Однако н практике и такая ситуация далеко не всегда оказывается спасением для автовладельца.

В частности, не так давно следователи вместе с операторами систем телеметрии отследили угон транспортного средства с самого начала и до гаража, где производилась перебивка номеров. В итоге все участники преступной схемы были арестованы, однако для автовладельца это не дало существенных преимуществ.

Дело в том, что угонщикам удалось перебить номера на транспортном средстве, а потому машина, хотя и была возвращена законному владельцу, не может быть впоследствии продана ввиду того, что автомобили с криминальными идентификационными номерами не могут быть поставлены на учет.

Таким образом, на практике статья 166 УК активно используется с целью скостить возможное наказание, и это несовершенство законодательной базы активно применяют как угонщики, так и их адвокаты.

По факту оказывается, что угонщик, пойманный непосредственно в момент совершения преступления даже при наличии у него специального оборудования может отделаться условным сроком или даже штрафом без какой-либо материальной ответственности.

Как показывает опыт автомобилистов, в жизни этот фактор доставляет огромное количество неприятностей. Ведь задачей автомобилиста, в большинстве случаев, является не тот факт, какова будет юридическая ответственность для угонщика. Владелец автомобиля часто преследует цель не посадить злодея, покусившегося на частную собственность, а добиться финансовой компенсации понесенного убытка.

Особенно это относится к случаям, когда угнанный автомобиль найти не удалось. И вот тут-то статья 166 оказывается своеобразным «камнем преткновения», который часто лишает хозяина авто надежды на получение компенсационных выплат.

Важным фактором являются и статистические данные, которые также свидетельствуют о частом уходе от ответственности угонщиков, обвиняемых по 166-й статье. Так, за первые шесть месяцев в прошлом году по первой части данной статьи было осуждено 4798 человек, из которых лишь 1613 были приговорены к реальному лишению свободы. При этом 573 человека получили штрафы, а 1994 – условный срок.

Еще более серьезные показатели демонстрируют данные по угонам, сопряженным с применением насилия, осуществленных в группе лиц при риске для жизни и здоровья потерпевших. По этим статьям всего было осуждено 3135 человек, из которых реальные сроки получили 985, а 1204 было назначено условное наказание. 238 человек при этом получили только штрафы.

В Конституционном суде отметили, что изученное дело имеет в своем составе сразу два преступления – непосредственный угон транспортного средства и его последующую кражу. Судебные органы руководствовались при этом тем, что если угонщик просто покатался на автомобиле, а не украл его, то его нельзя обвинить в хищении чужой собственности.

Конституционный суд при этом считает, что человек, угнавший автомобиль, несет ответственность за утрату автомобиля, но не в отношении уголовного законодательства, а с точки зрения финансовой компенсации владельцу транспортного средства причиненного своими действиями ущерба.

Ввиду того, что угон создает предпосылки к краже автомобиля, угонщику положена ответственность за утрату транспортного средства перед собственником в случае, если он не сумеет доказать, что кража автомобиля не была связана с угоном.

Таким образом, угонщику будет полагаться ответственность до того времени, пока транспортное средство не будет найдено и возвращено законному владельцу, либо следствием не будет установлена личность похитителя. Во втором случае судебные органы будут рассматривать степень их совместной либо индивидуальной (для похитителя) ответственности.

Собственно говоря, многие юристы приходят к мнению, что именно несовершенство законодательной базы приводит к тому, что число угонов постоянно растет, а теневой рынок угнанных транспортных средств постоянно увеличивает свое влияние.

Так, в 2014 году на территории Москвы было зафиксировано 10047 угонов и краж транспортных средств, а число угонов на территории новой Москвы возросло сразу на 55 процентов. При этом из тех машин, что были угнаны ранее, полиции удалось найти 4442 автомобиля, что превышает прошлогодние показатели на 11 процентов.

Стоит отметить, что угонщики предпочитают те автомобили, которые без серьезных проблем можно сбыть на вторичном рынке.

Кроме того, увеличилось число угонов автомобилей, стоимость запчастей на которые серьезно возросла в кризисный период.

Так, наиболее популярны в Москве среди угонщиков автомобили Toyota, Mazda, ВАЗ, KIA и LandRover. Последняя марка ранее не была лидером данной «криминальной» статистики.

Анализируя итоги вышесказанного, стоит отметить, что ныне действующее законодательство требует существенных корректировок. При этом идеальным для автомобилистов решением стало бы приравнивание угона к краже без каких-либо «но».

Увы, судя по сегодняшнему положению вещей, разделение на угон и собственно кражу все же сохранится. Тем не менее, есть шанс, что автомобилисты, попавшие в неприятную ситуацию с угоном автомобиля, смогут таки рассчитывать на финансовую компенсацию понесенного ущерба. Каковым окажутся изменения на практике, покажет только время и реальный опыт использования обновленного законодательства.

— как бороться с угонами автомобилей:

Может заинтересовать:

Источник: http://voditeliauto.ru/novosti/konstitucionnyj-sud-ugon-avtomobilya.html

Что делать при угоне автомобиля?

К сожалению, угон автомобиля не является экстраординарным событием в насыщенной событиями жизни мира. Для кого-то это серьезное нервное потрясение, а для кого-то просто еще одна запись в журнале.

Увы, такова действительность, но это не значит, что надо опустить руки и пустить дело на самотек.

В этой статье мы попытаемся рассказать вам о действиях, нюансах и тонкостях, которые, мы надеемся, помогут вам при поиске машины при угоне.

Статьи Уголовного кодекса применяемы при угоне автомобиля

 Итак, в Уголовном Кодексе есть две статьи, по-разному квалифицирующие пропажу — угон автомобиля. Во-первых, есть статья УК 166, говорящая об угоне автомобиля.

В ней подразумевается, что угонщики не собирались извлечь материальной выгоды от использования вашего автомобиля. Это пресловутое – «взяли покататься». Статья же УК 158 говорит о краже транспортного средства с целью извлечения материальной выгоды.

Наказание здесь значительно более суровое, но и доказать умысел, часто сложнее.

Для чего угоняют автомобили

 Как мы уже упоминали,  для того, чтобы покататься. Да, есть такая категория граждан, обычно несовершеннолетнего возраста, или подвыпившие граждане, у которых «руки чешутся» до того, чтобы проехаться на автомобиле. Как правило, угоняются недорогие машины, которые  и обнаруживаются недалеко от места угона. Вероятность найти автомобиль достаточно высока.

Угон для совершения преступления.  Машина используется в преступлении и затем бросается. Здесь также используются не очень дорогие марки автомобиля. Вероятность обнаружения также достаточно велика, если только преступники не захотят избавиться от улик, которые есть в автомобиле. Тогда его чаще всего сжигают.

Инсценировка угона. Совершается для получения страховой премии от страховой компании, и сохраняют автомобиль. Правда, его надо будет потом каким-то образом легализовать.

Кража автомобиля для разборки. Цель понятна —  разобрать автомобиль на запасные части и реализовать их.

Угон с целью продажи. Это тоже трактуется как кража автомобиля. Автомобили угоняются те, что приглянулись ворам, или по наводке для выполнения чьего-то заказа.  Как правило, это достаточно дорогие машины. У угонщиков есть способы легализации угнанных автомобилей.

Как  защитить автомобиль от угона?

 Зная реалии нашей жизни оставлять автомобиль с распахнутыми дверцами и ключом зажигания в замке, никто не будет.

Во-первых, ставится сигнализация. Без нее, в большинстве случаев, вам  даже страховку не оформят. Видов сигнализаций очень много, действующих по разным принципам, и разной стоимости. Выбирайте по своему вкусу и кошельку.

Второй способ, это использование иммобилайзеров. Фактически это дополнение к сигнализации. Во многих машинах такая система безопасности установлена уже штатно.

Третий способ – это маркировка деталей. Нет, не масляной краской, а механическим способом либо нанесением микро маркировки в аэрозольном составе.  Механическая маркировка наноситься маркировочной машиной. А вот клеевая микро- маркировка представляет из себя микро- пластинки,  размешанные в клеевом растворе.

Клеевой раствор с пластинками разбрызгивается на детали, потом высыхает. Визуально, невооруженным глазом,  пластинки практически не видно, а вот в ультрафиолете они хорошо видны. Способ защиты от угона довольно скептический, так как хоть маркировку номинально и считают эффективной, вследствие единой базы маркированных машин и отметки в паспорте ТС.

На практике, на нее практически не обращают внимание при поиске угнанной машины.

Четвертый способ – использование систем спутниковой сигнализации. С помощью дистанционного управления, автомобиль можно остановить в нужном для вас месте, к примеру, у поста ДПС.

Еще один способ, это различные механические блокираторы.

Если у вас достаточно ценный автомобиль, то сочетание механического устройства и электронного устройства, создаст проблемы для угонщиков, поскольку главное для них время. Конечно, угонщики люди подкованные, и знают, практически, все автосигнализации. Поэтому не вешайте на машине марку и модель установленной  сигнализации, даже если дилеры в автоцентрах очень на этом настаивают.

  Но, ничего нет такого, что сделано руками человека, чтобы другой человек в этом не смог разобраться. Так что любая сигнализация может быть отключена, а механический блокиратор разобран, тоесть машина угнана. Вот в этом случае, страховка будет еще одной своеобразной защитой от угона. Более подробно об этом в статье «Страхование автомобиля (КАСКО).

Особенности и основные условия»

Действия, после обнаружения угона автомобиля

Увы, все предпринятые меры защита автомобиля не сработали, и автомобиль не обнаруживается на том месте, где вы его оставляли.  Первое, что вы делаете звоните, нет не по «02», а в службу перемещения автомобилей, в крупных городах они есть, и узнаете, не был ли ваш автомобиль, случайно, перемещен на штрафстоянку. Причины могут быть самыми разными, и не только неправильная парковка.

И если автомобиля на штрафстоянке нет, звоним в полицию и заявляем об угоне. Звонить лучше Дежурному по городу, а не в call-центр полиции. Лучше всего, чтобы он на основании ваших показаний объявил план перехват.

Возможно, по «горячим следам» машину и удастся найти быстро. Но звонок по «02» имеет свои отрицательные стороны.

Поставить машину в угон легко, а вот снять с угона намного сложнее, ведь необходимо прекращать уголовное дело и провести другие бюрократические процедуры.

После предпримите самостоятельные поиски автомобиля. Очень часто угонщики оставляют автомобиль недалеко от места угона, в т.н. «отстойнике», к примеру, что бы машину не засекли по маячкам или другим закладкам. Так что походите по дворам и понажимайте сигнализацию, возможно, под какой-то «ракушкой» или в гараже она и обнаружиться.

Если у вас машина со спутниковой системой сигнализации, убедитесь, что она работает, и если вы видите свой автомобиль, то бегом в отделение полиции, уговаривайте их выдвигаться за вашим автомобилем, поскольку вы знаете координаты ее нахождения, ведь только полицейские имеют право останавливать автомобиль. К тому же полицейские могут связаться с постами ДПС, и успеть остановить машину, пока ее надежно не спрятали.

Лучше всего к поиску привлечь друзей и знакомых, так реагировать на изменение ситуации будет гораздо проще, так как каждый одновременно будет работать над одной задачей.  Что ж и это не помогло, машину угнали достаточно давно. Тогда вперед в ОВД, писать заявление и давать показания следователю.

Не буду говорить за всех следователей, но некоторые за «определенное вознаграждение» пообещают вам найти машину, чуть ли не завтра. Тут каждый выбирает за себя. Можно изобразить согласие и обратиться в УСБ.

Но, машину вам не отдадут, поскольку она станет вещдоком в уголовном деле против следователя, на которого вы заявили.

Некоторые оперативники предлагают не торопиться с подачей заявления для того, чтобы разобраться в ситуации. И это не вымогательство взятки. Они честно выполняют свое дело, но при этом пока не вносят вашу машину в реестр разыскиваемых.

Мы уже упоминали, что машину легче поставить в угон, но намного труднее снять ее с угона. А так оперативник, добросовестно отработав и найдя вашу машину, просто передаст ее вам, вот и все. Но доверять оперативнику или нет, зависит от вас.

Хотя формально и официально с вашей стороны все же заявить об угоне.

Часто угоны совершаются для продажи автомобиля обратно владельцу. Цена выкупа, как правило, составляет 20-30% процентов от стоимости автомобиля. Тут, стоит подумать. Во-первых, определиться, что это действительно ваш автомобиль. Спрашивайте о всяких мелочах, чтобы удостовериться в этом.

  Решили выкупать машину, действуйте по принципу – деньги против машины. Но реально, скорее всего, такая ситуации не пройдет – угонщики побоятся полиции. Хорошо бы найти третейскую сторону, которой доверяете и вы и они.

Но где же ее найдешь? Остается отследить «курьера», который скажет вам, где оставить деньги, конечно, с помощью полиции. 

Помощь в поиске машины может оказать интернет. Не отказывайтесь от этой возможности. Но будьте при этом осторожны, не выкладывайте на этих сайтах личной информации. Для поиска можно привлечь социальные сети и автомобильные сообщества.

Ваши действия при угоне автомобиля

Вкратце подводим итоги и повторяем шаги, которые необходимо сделать.

—  убедиться, что автомобиль не эвакуировали на штрафстоянку; —  если вы знаете, что автомобиль угнали не более получаса назад, звоните в полицию, что бы начать поиск по горячим следам; — постарайтесь найти свидетелей угона и соберите как можно больше информации о происшествии; — при заявлении в полицию пишите как можно больше характерных  особенностей вашего автомобиля, укажите вещи, которые находились в автомобиле на момент угона; —  в полиции возьмите контрольный талон, на котором указано, кто ведет розыск вашей машины, справку и копию постановления о возбуждении уголовного дела; —  эти бумаги плюс полис страхования отнесите в страховую компанию, а также бумаги на машину, ключи от нее; —  если вы решили выкупать машину у угонщиков не соглашайтесь на  предварительную оплату;

—  ведите самостоятельный поиск автомобиля всеми возможными способами;

 При угоне машины, проявляйте максимум настойчивости, ведь самый заинтересованный человек в поиске автомобиля – это вы. А мы со своей стороны, прежде всего надеемся, что с вами никогда не случиться такая неприятная ситуация, как угон вашего автомобиля, ну в крайнем случае, что все решиться положительно и с минимальными психологическими, временными и материальными затратами.

Источник: http://www.AutoSecret.net/avtoshkola/zakon/1445-chto-delat-pri-ugone-avtomobilja

Конституционный суд потребовал изменить статью об угонах машин

Конституционный суд потребовал изменить статью об угонах машин

Вчера Конституционный суд принял важное для каждого автовладельца решение. Он решил, что уголовная статья об угоне автомобиля не в полной мере отвечает Конституции и законодатель должен ее серьезно поправить.

О том, что со статьей «Угон транспортного средства» были проблемы, известно давно. Специалисты об этом говорили всегда, а простые граждане сталкивались со сложностями применения этой статьи, как только оказывались пострадавшими от угона.

«Виновником» вчерашнего решения Конституционного суда стал житель Астрахани Владимир Кряжев, у которого в августе 2012 года угнали автомобиль ВАЗ-21063.

Самым угоняемым автомобилем в регионах РФ стал Lexus LX

Двоих молодых людей, взявших чужую машину покататься без спросу, задержали. Но обнаружить брошенный ими автомобиль не удалось.

Суд признал угонщиков виновными в «завладении машины без цели хищения». Также было заведено уголовное дело о краже автомобиля в отношении неустановленного лица.

Но это лицо так и не нашли, а следствие приостановили.

В результате дело об угоне перешло в гражданское судопроизводство.

Автовладелец безрезультатно пытался возместить причиненный ему имущественный и моральный вред. Но все суды пришли к выводу, что непосредственно угоном автомобиля ущерб нанесен не был. А настоящий виноватый по делу — это непойманный вор, укравший брошенную машину.

Хозяин автомобиля в итоге дошел до Конституционного суда. В своей жалобе он указал, что существующая сегодня статья об угонах и ее толкование не позволяют ему защитить свои права на возмещение ущерба, если автомобиль не найден. А главное, что по действующему закону угонщики не несут никакой имущественной ответственности за свои действия.

Конституционный суд пришел к выводу, что гражданин, незаконно завладевший чужим автомобилем, по факту принимает на себя все риски последующей его судьбы.

Действия угонщиков выводят имущество из-под контроля законного владельца и «создают условия для похищения угнанной машины третьими лицами».

Таким образом, допускается фактическое лишение потерпевшего права на возмещение вреда, причиненного преступлением, и необоснованное освобождение преступника от имущественной ответственности.

А это уже прямое нарушение конституционных гарантий права собственности потерпевшего и его же права на судебную защиту.

Конституционный суд признал, что оспариваемые нормы в их взаимосвязи не соответствуют Конституции РФ.

Федеральному законодателю, заявил КС, надо внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда гражданину, потерпевшему от угона и последующего хищения автомобиля.

Ну а дело Владимира Кряжева, сказали в Конституционном суде, подлежит пересмотру.

Требование Конституционного суда внести изменения в Уголовный и Гражданский кодексы как нельзя лучше соответствует желаниям самих депутатов. Уже не менее 10 лет обсуждается тема отмены 166-й статьи УК. Однако для принятия столь важного решения не было соответствующих предпосылок. Теперь они появились в виде решения Конституционного суда.

Чем отличается угон автомобиля, от, например, снятия шубы с девушки в подъезде? Только квалификацией. А если вор шубы просто хотел погреться?

Сейчас в Госдуме лежит проект закона, который предусматривает удаление из формулировки «угон», фразы «без цели хищения».

В этом же проекте ответственность по этой статье повышается именно до уровня статьи 158 УК, предусматривающей ответственность за кражу.

По словам одного из авторов проекта, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, уже давно никто не угоняет машины, чтобы просто покататься. Это криминальный бизнес, который приносит большой доход его участникам.

— Давайте вспомним историю, — говорит Лысаков. — В СССР был период, когда за угон была предусмотрена ответственность до 12 лет лишения свободы. Тогда количество угонов сократилось в разы. Сегодня статья 166 УК позволяет уходить от наказания тем, кто похитил имущество в виде автомобиля. За кражу кошелька, белья и мобильника грозит реальный срок. За угон машины — условный.

Лысаков также сообщил, что лучший вариант решения проблемы — полное исключение статьи 166 из Уголовного кодекса. Однако это влечет свои сложности.

Если ее отменить, то она будет полностью декриминализирована. То есть те, кто по ней сидит, должны получить свободу. Те, кто был по ней осужден, должны будут освободиться от судимости.

Ведь обратной силы не имеют только те законы, которые ухудшают положение граждан.

Депутаты предложили убрать из Уголовного кодекса статью об угонах

— Угон автомобиля — это преступление против собственности, поскольку законодатель вывел ст. 166 УК РФ за рамки понятия транспортных преступлений.

Судебная практика иногда сталкивается с действиями лиц, которые после завладения машины и поездки на ней возвращают ее на прежнее место, — считает адвокат Юрий Гусаков.

Подобные действия расцениваются как угон транспортного средства, а факт его добровольного возвращения может быть учтен судом, как обстоятельство, смягчающее ответственность, но не исключающее ее.

На сегодняшний день статья 166 УК дает возможность угонщикам уходить от реальной ответственности за кражу автомобиля, заявляя, что они угнали авто, не имея корыстных побуждений. А доказать корыстные побуждения очень сложно, поэтому и получают они меньшее наказание, чем заслужили.

Это проблемная статья. Нет четкости и однозначного толкования совершаемых действий, конкретики предмета, а также момента окончания преступления ни в теории, ни на практике.

Законодательное приравнивание завладения к угону можно расценить как ограничение круга действий, которые охватывает термин «завладение» — то, которое связано с незаконным перемещением на машине.

Например, попытка уйти в надетых на себя вещах в магазине квалифицируется как покушение на хищение, а попытка уехать на автомобиле — как угон, то есть заведомо более «легкая» статья.

Угонщик говорит, например, что промок или замерз и залез погреться, что у него и в мыслях не было завладеть автомобилем. И его действия подпадают под статью 166.

Если разбираться досконально, то «угон без цели хищения» полностью соответствует краже денег без цели их использования. Что-то вроде взял чужой кошелек поиграть. А в квартиру залез посмотреть, как люди живут.

В связи с этим целесообразно в перспективе исключить статью 166 УК «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», поскольку это вполне реальная лазейка, благодаря которой «автоворы» уходят от ответственности.

Как действуют угонщики

В технологии угона воры уже выработали схему, как избежать серьезной ответственности, пользуясь пробелами законодательства в «угонной» статье Уголовного кодекса. Чтобы не сесть надолго за кражу автомобиля, угон машины построен по схеме разорванной цепочки.

Один человек подходит к машине, вскрывает ее, отключает сигнализацию, может быть, даже заводит и уходит. Второй человек садится за руль автомобиля и уезжает. Он бросает машину на обочине или в каком-нибудь поселке.

Теперь в дело вступает третий участник банды. Он садится в машину и отводит в гараж.

И вот там уже с автомобилем работают другие люди — перебивают номера, разбирают на запчасти или перекрашивают и готовят липовые документы.

Социологи: Чаще всего угоняют автомобили Lada и Toyota

Что грозит участникам такой схемы, если их поймают? Если угонщика возьмут на этапе вскрытия автомобиля даже с комплектом отмычек, дополнительным иммобилайзером, устройством для прописки новых электронных ключей, а также с пневмоножницами для срезания подкапотных замков, он может отделаться лишь статьей за хулиганство. В крайнем случае, той самой 166-й статьей, то есть завладение автомобиля без цели хищения.

Что ждет того, кто перегонял машину? Максимум та же щадящая 166-я статья. Стоит заведенная машина, до метро идти далеко, почему бы не подъехать. Что грозит другому перегонщику? То же самое.

Что делать следователям? Отслеживать всю цепочку. Но вот беда. Буквально на днях следователи при участии одного из крупнейших операторов телеметрических систем, проследили угон автомобиля.

Дошли до точки, где машинам перебивают номера, дождались, когда туда соберутся все участники этого криминального бизнеса и взяли всех скопом. Однако пострадавшему от угона это счастья не принесло. Дело в том, что за это время на его машине успели перебить номера.

То есть машину он получит, и даже сможет ей пользоваться, но вот продать ее он не сможет никогда. Потому что автомобили с криминальными идентификационными номерами на учет не ставят.

То есть 166-я статья предусматривает возможность скостить наказание. И поэтому ее активно используют. Это одна из самых коррупционноемких статей.

Можно взять угонщика на месте преступления со всеми причиндалами для угона, но попробуй докажи, что он пытался угнать машину в корыстных целях.

А можно поймать на улице студента за рулем «папиной» тачки, ключи от которой он вытащил из кармана пиджака, и вменять ему кражу автомобиля.

Согласно данным статистики судебного департамента Верховного суда, только за первые 6 месяцев прошлого года было осуждено по 1 части статьи 166 УК — 4798 человек. Из них реальное лишение свободы получили 1613 человек. Условные сроки — 1994 человека. А 573 человека отделались штрафами.

Статистика для тех, кто виновен в угоне при более тяжких обстоятельствах, то есть совершил его в группе лиц, с применением насилия, в том числе опасного для жизни и здоровья, еще интереснее. По этим статьям осуждено всего 3135 человек. Из них 985 на реальные сроки. 1204 отделались условным наказанием, а 238 вовсе были назначены штрафы.

Прямая речь

Сергей Казанцев, судья Конституционного суда: 

— В изучаемом нами деле было два преступления — угон и последующая кража. Суды, разрешая этот вопрос, исходили из того, что если человек не украл машину, а только покатался, то за кражу он не отвечает. Мы же сказали, что он отвечает и за утрату автомобиля, только не в уголовном смысле, а с точки зрения возмещения вреда, причиненного комплексом этих преступлений потерпевшему.

Поскольку угон создает условие для кражи — постольку угонщик должен нести ответственность за утрату автомобиля перед собственником, если не докажет, что кража не связана с угоном.

Угонщик может быть привлечен к ответственности до тех пор, пока автомобиль не возвращен собственнику или не найден вор. Если же вора найдут, то и вопрос будет рассматриваться иначе: либо о совместной их ответственности, либо только вора.

Какие машины в цене у воров

По данным столичной полиции, в прошлом году было зарегистрировано 10 047 угонов и краж автомобилей. Это на 10 процентов меньше, чем в предыдущем году.

Количество угонов увеличилось на новых территориях Москвы аж на 55 процентов.

В то же время из старых округов столицы рост показал только Восточный. Там количество угонов выросло на 0,4 процента.

Из ранее угнанных было обнаружено 4442 автомобиля. Успехи розыска налицо. Это превысило показатели прошлого года на 11 процентов.

Анализ этих преступлений показывает, что большинство угонов — 47,6 процента приходится на ночное время. 13,9 процента происходит днем. 5,8 процента — вечером и 4,5 процента утром. В остальных случаях время преступления не установлено.

Как сообщил «РГ» ведущий специалист Центра оперативного реагирования одной из крупнейших компаний на рынке спутниковых систем безопасности Юрий Королевцев, наибольшей популярностью среди угонщиков пользуются самые востребованные на вторичном рынке автомобили.

Причем в текущих условиях растет количество угонов тех марок, чьи запчасти сильно подорожали из-за кризиса. В данный момент лидирующие позиции в рейтинге самых угоняемых марок по Москве занимают ВАЗ, Toyota, Mazda, Land Rover и KIA. Бренды, закрывающие первые три позиции, традиционно присутствуют в рейтинге, в то время как Land Rover впервые занимает столь высокую строчку.

Источник: https://rg.ru/2015/04/10/ugon.html

Угон автомобилей: статистика. Что делать при угоне автомобиля?

Сейчас по всем странам СНГ, в Европе, США — во всем мире растет статистика по угону автомобилей. Особенно высокие показатели в России и Украине. Давайте узнаем, что делать, если угнали машину.

Для чего угоняют авто?

Первым делом следует знать и понимать, что угоны бывают разные. Так, каждое действие имеет определенную почву и причину. Условно все случаи угонов можно разделить на четыре типа. Первый тип – заказной угон автомобиля. Эти машины считаются потерянными навсегда.

Найти транспортное средство можно, но только по причине ошибок угонщиков. Но на таких «заказах» работают преимущественно профессионалы.

Специалисту нипочем любая, даже самая изощренная сигнализация, он легко обходит иммобилайзеры, вскроет замки любой сложности и прочие устройства, направленные на безопасность.

Нередко владелец машины уверен, что угон криминальный, и не пытается рассмотреть прочие варианты. Итак, вторая категория – это угон автомобилей с целью дальнейшей разборки на запчасти.

За счет того, что современный рынок автозапчастями перенасыщен, такие преступления понемногу стали себя изживать.

Однако часто полиция и следователи настаивают именно на этой версии, чтобы закрыть дело и не искать пропавшее транспортное средство.

Третья категория – это работа так называемых «гастролеров». Они перегоняют автомобиль в другой город или даже в другую страну, которая может быть расположена очень далеко. Вернуть такое авто также практически невозможно. Но операция для угонщика достаточно хлопотная и очень трудоемкая – нужно разрабатывать сложные схемы. Поэтому преступники создали практически беспроигрышный способ.

Таким образом, можно выделить и четвертую категорию – угон автомобиля с целью получить за него выкуп. В данной ситуации владелец рано или поздно платит: иногда преступникам, иногда частным детективам, иногда – следователям полиции.

Угон или эвакуация на штрафплощадку?

Если автомобиль был припаркован, а по возвращению его нет, совсем не факт, что машину украли. Автомобиль могли увезти на штрафплощадку из-за нарушений правил парковки. В этом случае самое основное – не впадать в панику. Нужно позвонить в 112 и узнать данные по эвакуированным машинам.

Что повышает вероятность угона?

Итак, если на машине установлена мало-мальски серьезная сигнализация и дополнительные защитные устройства, снижается риск угона, но это актуально, если автомобиль не популярен. Повышает шанс угона распространенность транспортного средства, а также необходимость в запчастях на него.

Отдельно нужно сказать, что самые угоняемые машины – это те, которые легко смогут затеряться в потоке автомобилей. Поэтому в рейтинге популярных авто у угонщиков нет уникальных моделей от «Мазератти», «Тесла», «Ламборджини» и других производителей элитных машин.

Они хорошо защищены лишь тем, что моментально приковывают к себе внимание.

Самые угоняемые машины

Прежде чем выделить конкретные модели, стоит взглянуть на общую статистику угона автомобилей по производителям и брендам. На первом месте в группе риска бюджетные марки, такие как ВАЗ, ЗАЗ, Renault Duster, Hyundai Solaris, Kia Rio. Затем идет Toyota и Mercedes, Chevrolet, BMW, Lexus и Land Rover.

Как видно, первые места в рейтинге занимают отечественные марки. Все очень просто – продукция этих производителей имеет большой спрос и пользуется популярностью за счет своей стоимости. Небольшая цена автомобиля – это гарантия того, что он не защищен.

Это максимально облегчает специалисту по угону задачу. Раньше угонщики не трогали французские машины, шведские, не брали корейские автомобили. Но сейчас есть большой спрос на запчасти.

Например, профессионал способен угнать «Дастер» за 60 секунд, и это реальность.

Угоняемые авто из бизнес-класса

На первом месте находится продукция японского автопрома – это «Лексусы» и «Тойоты» (в частности, вездесущий внедорожник «Ленд Крузер Прадо»). Ввиду особенностей конструкции в задней части под крылом имеются провода, через которые можно подключиться к CAN-шине автомобиля, убрать охранную систему, пробраться внутрь, завести и беспрепятственно уехать.

Информация от специалиста по угону

Профессионалы способны вскрыть любые автомобили – вопрос лишь во времени. В основном спросом пользуются японские модели. В общем и целом все зависит от заказов. Зачастую это «Тойота» и «Мазда». Но сейчас заказывают и «Лансеры», и даже «Фокусы».

Что касается заказов, то здесь может быть все по-разному. Если это элитная модель, тогда заказ полностью индивидуальный. Машину угоняют, затем перебивают номера, а после в другом регионе, области, стране покупатель спокойно может на ней кататься.

Угон автомобиля без цели хищения – это не для профессионалов, а для подростков с целью «просто покататься». И, кстати, это также нередко случается. Все, что более бюджетное, разбирается и продается в виде запчастей.

В качестве заказчиков выступают иногда и продавцы запчастей.

В команде по угону автомобилей работают несколько специалистов – каждый отвечает за отдельную работу. Кто-то умеет только вскрывать машину, кто-то сможет ее завести, кто-то ее поведет. Остальные сопровождают, разбирают, работают с заказчиками, перегоняют.

Не нужно думать, что этим занимаются наркоманы и алкоголики – в основном среди угонщиков специалисты имеют высшее образование, а по внешнему виду напоминают больше программистов, нежели преступников. Поэтому, если пропало дорогое авто, это не угон автомобиля несовершеннолетним.

Это серьезная, заранее спланированная операция с применением высокотехнологического оборудования.

Популярные способы угона

В одном только Санкт-Петербурге работает несколько команд, которые занимаются автомобилями. Например, кавказская команда использует метод «лохотрон».

Способ с наклейкой

Это работает на блондинках. К примеру, девушка села в машину и завела ее. Мимо проходящий парень клеит на стекло сзади справа наклейку. Девушка обязательно выйдет и начнет отклеивать ее. В этом момент машина уедет.

Еще одна схема

Будущая жертва едет по безлюдной трассе. На пути машины стоит пьяный человек. Водитель сигналит, кричит, но человек с дороги не уходит, а падает на капот. Когда жертва выйдет и начнет пытаться увести алкоголика к обочине, машину сразу же угонят.

Более технологические способы

Об этом методе рассказал один бывший «конокрад». Сейчас он сидит в тюрьме, но подробно рассказал о способах угона автомобиля. Вот один вариант с использованием оборудования.

Так, зимой будущая жертва идет к машине и греет ее, а затем очищает от снега. Угонщики находятся неподалеку в другом авто.

Они предварительно считали код сигнализации с помощью специального оборудования и тут же заблокировали двери.

Машина заведена, ключи в замке, а внутрь не попасть. Документы также остались внутри. Жертва обычно паникует, но вспоминает о втором брелоке и уходит домой. В это время машина со всеми документами уезжает.

Работа интеллектуалов

У угонщиков существует и более профессиональный подход к работе. Оборудование стоит несколько тысяч евро. Если машина дорогая, за ней следят несколько дней. Затем ударяют по колесам и следят за реакцией владельцев. Понять, какая сигнализация установлена, можно по антенне.

Рано утром, когда все еще спят, приезжают специалисты. Затем машина вскрывается с использованием код-граббера. Сигнал считан заблаговременно. Спутниковая система глушится. Механические блокировки и другие замки вскрываются элементарно. На весь процесс должно уйти не более 15 минут.

Затем машина уезжает в так называемые отстойники – во дворы рядом с местом, где авто угнали. Далее снимают номера, выбрасывают все из салона, делают авто неприметным. После этого о машине забывают на десять дней. Если по спутнику авто найти не успели, тогда устанавливают другие номера и отгоняют транспортное средство в специально подготовленный сервис, где и готовят к продаже.

Угонщики говорят о том, как защитить авто

Первое и важное – не нужно ставить защитное оборудование у официального дилера. Мастера не нацелены на качество и устанавливают даже хорошие системы в известных местах.

Стоит приобретать эксклюзивное оборудование, а блоки, которые выполняют одну или две задачи, размещать в разных, неожиданных местах. Лучше всего если таких независимых блоков будет 5 и более.

Это позволит выиграть немного времени, так как зачастую угон автомобилей занимает не больше 15 минут, а затем, если не выходит, машину бросают.Что же делать, если угнали машину? Самое главное — не стоит паниковать.

Естественно, следует позвонить в полицию, но не лишним будет пройтись по близлежащим дворам. Возможно, автомобиль там — в «отстойнике». Покупая подержанное авто, обязательно делайте проверку автомобиля на угон и двойника.

Источник: http://.ru/article/336401/ugon-avtomobiley-statistika-chto-delat-pri-ugone-avtomobilya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть